О Надежде Румянцевой
Она любила жизнь, любила её во всех проявлениях и всегда была честна со своей любовью – выкладываясь ради неё наизнанку. Не жалела себя и ответственно делала, то что от неё требовалось. Именно в этом не хитрый секрет этого чуда – во всём удачливой Надежды Румянцевой. Карьера – пожалуйста, прогремела на всю страну Советов, кумир и солнце миллионов. Счастливая семейная жизнь – то же присутствует и, длилась более сорока лет, не много не мало – до гробовой доски. Добрая память – тут, как тут, пока не выветрилась, и нет ни каких жаренных ток-шоу, смердящих тенью.
У Надежды Румянцевой за спиной более трёх десятков ролей, десятилетия работы на телевиденье, но в сознании нашего зрителя это Людмила Добрыйвечер из фильма «Королева бензоколонки» (1962 г.) и Тося Кислицына из «Девчата» (1962 г.). Может фильмы и разные, но девчонка одна — давшая веру каждой курносой пигалице в стране, что и она королева и в неё может влюбиться лучший парень со стройки. Её сумасшедшую популярность в те годы сложно описать, но объяснить можно – в ней видели свою, выходца из народа. Это она вчера сидела рядом с тобой на завалинке или курила в пересменке цеха, а сегодня ты видишь её на экране.
У неё было одно важное, можно даже сказать, уникальное качество. На каждом этапе своей жизни она умела выбирать приоритеты и жертвовать ради них другими своими интересами и желаниями. Так, по окончании ВГИКа перед ней встал выбор – профессия или личная жизнь. Вот так она вспоминала об этом моменте спустя годы:
«Мы поженились, когда оканчивали институт и никто из себя ничего не представлял. И вдруг ему предложили поехать под Свердловск, в закрытый атомный городок. Я только начала сниматься, сказала: «Володь, представь себе: я уеду, буду там играть, но кто это будет видеть? Допустим, мы десять лет там проработаем, а потом вернёмся. И кому мы будем нужны?»
Но были и другие выборы и порой прямо противоположные более ранним. Вот что она говорила спустя десятилетия:
«Мой главный долг — быть рядом с мужем».
На мой взгляд это говорит только об одном, — она никогда не была костной, могла здраво оценивать окружающие обстоятельства, понимать что ей нужно, видеть перспективы того или иного пути и находить в себе силы принимать решения и доводить их до конца. Без преуменьшения можно сказать, что Надежда Румянцева была больше чем просто артистка. Вот так о ней вспоминают люди, близко её знавшие:
«Человеком она была ответственным, удивительно пунктуальным, всегда держала слово. Но самое главное – она ко всему в жизни относилась позитивно! Рядом с ней хотелось радоваться жизни, и своей радостью, любовью к жизни она заражала каждого, кто общался с ней. Надя любила людей, точно подмечала все их особенности…»
Ей была свойственна ещё одна черта, которая сопутствует «чистым» людям. Она всегда светилась молодостью. В юности это ей позволяло выглядеть намного моложе своих лет – девочка подросток, что и создало её киношный образ, шебутной прямолинейной девчушки, прославившейся на весь мир.
Да, и позже, не зависимости от лет в ней всегда ощущался ребяческий задор.
Родилась Надежда Румянцева в 1930 году, под Смоленском в крестьянской семье, но вскоре всей семьёй переехали в подмосковные Жаворонки, где отец получил новую работу. Там и прошло детство и отрочество будущей знаменитости. С ранних лет из неё сквозил задор, и играм в куклы она предпочитала игры с мальчишками, беготню по дворам и даже лазанье по крышам. Одним словом, этакий пострел в юбке. Но это было не из-за того, что ей что-то недодавали дома, наоборот, это было от избытка её мира, ведь родители окружали девочку любовью и заботой, вот её слова о детстве:
«Я росла в очень простой и хлебосольной семье. Дом всегда был полон гостей. На столе стояли простая картошка, капуста и огурцы, но делалось это с таким радушием. Мать-домохозяйка обожала танцы и кино, именно она привила мне любовь к искусству. Мой папа работал бригадиром на поездах дальнего следования, у него были очень длинные маршруты — до Владивостока и Пекина. Мы его месяцами не видели. Папа — смоленский крестьянин, настоящий русак, который любил людей и не выносил одиночества. В доме у нас всегда были кошки, собаки и куры. И во мне это было заложено — любовь к природе и животным».
Когда Надя должна была идти в пятый класс, началась война. Отца призвали на фронт. Она с мамой и старшим братом остались выживать одни. Осенью 1941 г. враг был на подступах к столице, и Румянцевы оказались в прифронтовой полосе, со всеми вытекающими вокруг противотанковыми рвами, туда обратно тянущимися вереницами бойцов и техники, минными полями, канонадами доносящихся взрывов, голодом, холодом и страхом. Но немцев остановили, и посёлок не был сдан.
В нём действовал тренировочный лагерь разведшколы, в числе прошедших в ней обучение были имена: Курт Рёмлинг, Александр Курлянский, Леля Колесова, Вера Волошина и самая знаменитый разведчик-диверсант Зоя Космодемьянская.
Надя же, не смотря на свалившиеся невзгоды, на обязанности помогать маме по хозяйству всё равно оставалась шустрым ребёнком и находила время шнырять с приятелями по околоткам. Любопытно же, что там за забором, куда регулярно подъезжают автобусы с молодыми людьми и чем они там занимаются.
— Там со стороны бабы Нюры подобраться можно, в заборе доска отходит, — произнёс девятилетний парнишка, сгрудившейся вокруг него ватажке таких же оборвышей. Они сидели, жавшись друг к другу жалкой стайкой воробышков. Вокруг обуглившиеся брёвна дома, сгоревшего от прилетевшей вчера фугаски, ещё не остыли. Зато их не было видно за этими завалами – чем не штаб…
— Айда зырнем!
— А поймают…? Вон давеча какого-то мужика словили…
— Ну, мы-то тутошние…, а того и я ни разу не видел.
— Ну, да будут разбираться из каких тутошних…
— Ладно, пацаны…., хватит…. Кто идёт? – выкрикнула вскочившая с корточек девчонка.
Встав, она устремила вызывающий взгляд на обернувшиеся к ней лица. Затянувшиеся секунды казались минутами.
— Ну…, — подтолкнула она, пеняя вызывающей ноткой, колеблющихся товарищей. И вот уже вся шайка проходит мимо танцплощадки, обходит недавно появившейся забор, за которым происходит, и происходит что-то непонятное, но наверняка такое важное, так что любопытство перегревало опаску.
— Отстань, не пихайся, — дёрнув плечом, парнишка обернулся к приятелю, пытавшемуся его отодвинуть, чтобы просунуть и свой нос поближе к дырке. Остальные прильнули к доскам по соседству, надеясь на щели. Только всё было бес толку, разглядеть никому ничего не удалось. Метрах в десяти от лаза находилось какой-то огромный сарай, который перекрывало обзор.
— Пусти, — и, оттеснив, наконец, товарища, мальчишка проворно проскочил в образованную отодвинутой доской щель. За ним шмыгнула и девчонка. Другие ребята, не решаясь последовать их примеру молча переглядывались. Отчаянная парочка недолго думая подбежала к углу стоящего здания, выглядывая из-за которого увидела, несколько по-пластунски гуськов, под натянутой проволокой, а рядом ещё отряд одетых в гражданское мужчин и женщин, целившихся куда-то с колен. В отдалении стоял каменный дом, по крыльцу которого прохаживался скучающий часовой, время от времени с завистью поглядывая на тренирующихся людей. Переглянувшись и с лёту поняв друг друга наши лазутчики стали пробираться по задней стенке сарая к противоположному краю, рассчитывая оттуда перебежать поле с другой стороны и подобраться к окнам главной цели их марш-броска. И вот они ринулись в свою перебежку, поле позади, осталось только подтянуться, ухватившись за наличник. Девчонка не дожидаясь, но тут неожиданно чья-то рука, прихватывает их за загривок, куда-то тащит. Не успели опомниться от страха, как оказались внутри того самого дом, куда так влекло любопытство. Небольшая комната с одним окном по стенке лавка, посредине пустой дубовый стол, над которым покачивается жестяной фартук лампы. Тут же мужчина лет тридцати в гимнастёрке и перекинутой через грудь портупеей, присевший на столе, опираясь на откинутые назад руки, пристально рассматривает тупящихся в пол детей.
— Вы кто такие, откуда? Чё здесь делаете?
— Да, тутошние мы дяденька, — выдавливает из себя малец, виновато поднимая глаза.
— Тутошние…? Это как?
— Наш дом третий с конца был, вон на той улке, — ткнув руку за спину в направлении двери, ответил парень.
— А как сейчас отправлю туда патруль, кого найдут?
— Да, там уж всё погорело… Мамка с сеструхами в погребе за огородом, батька вырыл, прежде чем воевать ушёл.
— Сюда, зачем залез?
— Тоже в разведку хочу…. Возьмите..?
— Это сначала понять надо, что ты за фрукт… Ну, а ты что? – обратился офицер к девчонке.
— У меня папа на бронепоезде воюет, — замолчав, она уставилась вопросительно на майора, как будто вручила ему мандат и ждёт одобрения. В зависшей паузе, каждый гадал своё. Наконец мужчина выдал.
— Ну ладно, отец твой пусть воюет, а Вы свои фамилии говорите, будете тут сидеть, пока всё проверю, а там уж видно будет…, что с Вами делать, — с этими словами он решительно вышел из комнаты и ребятки услышали, как за ним щёлкнул поворот ключа, и он кому-то бросил: «Отвечаешь. Вернулся этот товарищ уже в сумерках. Ребятишки, жавшись, друг к другу кимарили и не слышали, как тот вошёл, ожили только когда зажглась лампа.
— Ну, что диверсанты, — ухмыльнулся офицер.
У детей ёкнули сердца, и они напряжённо замерли, ожидая худшего. Но в это время молодой человек интонацию добродушно произнёс: Ну, чего напужались-то иль есть что скрывать?
— Мы Вам правду сказали – отозвалась раньше пришедшая в себя девчушка.
— Правду, правду…,, уже знаю, — он подошел к ребятишкам и сел рядом с ними на лавку ,- Вас на КПП матушки ждут. Всыпать бы – не шлялись, где не положено.
— Дяденька, а как же разведка? – твёрдо произнёс мальчуган.
— Рано тебе ещё, вот через пару лет приходи, — и офицер направляясь к двери, чтоб выпустить озорников. Но голос мальца его остановил
— У меня батю убили, теперь я должен их бить.
— Да, ничего ты не должен, — в воздухе мерцануло раздражением, но запнувшись тут же развеялось, и уже голос мужчины звучал назидательно.
— Хотите пользу принести, так идите в госпиталь, там во как помощь Ваша нужна, — и он резанул ладонью около горла.
— А что делать?
— Научат. Хоть бинты стирать.
На обратном пути Надя заявила маме, что завтра пойдёт работать в госпиталь, помогать раненым. И тут же сокрушилась, что не имеет представления, что там надо ей делать. Мама, не долго думая, накрыв крылом руки плечо дочери сказала:
«Да, как что? Ты же сколько фильмов видела, сколько песен из них знаешь, так пой им. И ребят своих одноклассников позови. А кто петь не может, тот пусть стихи читает или просто пляшет» .
Всю войну Надежда Румянцева вместе с другими девчонками и мальчишками помогали раненым, то поднимая им дух концертами, то записывая под диктовку их письма домой, а то просто как могли по хозяйству.
После войны в последних классах школы, она не только прилежно училась, но и с удовольствием посещала разные кружки: хор, художественная самодеятельность и прочее. Так что, получив свою золотую медаль с аттестатом, ей оставалось только выбрать, в какой артистический мир окунуться. Вот её слова, об этом времени:
«В 17 лет я выглядела на 14. Я знала о приёме в школу-студию МХАТа, но там работали мастера — Тарасова, Грибов, Массальский… А в Вахтанговском все стройные, длинные девушки играют принцессу Турандот. И вдруг Детский театр: мышка-норушка, терем-теремок. Это моё…».
Так Румянцева оказалась в театр-студии Центрального детского театра, где её заметила и оценила худрук театра Ольга Пыжова, которая впоследствии стала путеводной звездой начинающей актрисы. Вот как вспоминала сама Пыжова:
«Мы с Борисом Бибиковым ставили пьесу Михалкова. В фойе, через которое мы проходили на репетицию, учащиеся студии занимались сценическим движением. Одна из девочек выполняла танцевальные «па» с необыкновенной серьёзностью и вниманием. В коротеньком платьице, она была похожа на тоненькую стрекозку… Этот день для Нади во многом стал решающим. Борис Владимирович настоял, чтобы роль Иры Соколовой, на которую мы никак не могли найти исполнительницу, поручили самой юной студентке студии — Румянцевой».
Именно Пыжова привела Румянцеву в ГИТИС, когда ушла туда преподавать и именно она настояла, чтобы та сыграла свою первую роль в кино, несмотря на то, что руководство института отчисляло любого студента, начинавшего сниматься. Румянцева не стала исключением, но опять помощь её доброго гения помог и сохранить роль и перейти в другой Вуз – ВГИК.
Так в 1952 г. состоялся дебют Надежды Румянцевой в кино. Её трудолюбие и ответственность за взятое дело могло показаться смешным. Желая правдоподобней передать образ своей героини, — простой работящей девушки, она несколько месяцев посещала, техникум, осваивая специальность токаря. Закончив институт, полностью состоявшейся актрисой каждый год стали выходить новые фильмы с её участием и длилось это более десятка лет.
Вот некоторые из них: «Навстречу жизни», «Алёша Птицын вырабатывает характер», «Мексиканец», «Счастливая юность», «Море зовёт», «Гори, моя звезда», «Неподдающиеся», Трижды воскресший», «Вольный ветер», «Полустанок», «Женитьба Бальзаминова» и список можно было бы продолжить. Но для широкой публики, для страны Румянцева исключительно «Королева бензоколонки» и одна из «Девчат».
Восхищались Румянцевой в те годы не только в Советском Союзе. И не только поклонники с Украины, Казахстана и прочих союзных республик если не приезжали, чтобы потоптаться в её подъезде, надеясь увидеть воочию, то заваливали её письмами. Даже заморские кинодеятели хотели видеть её в своих фильмах и безрезультатно просили советское кинематографическое начальство отпустить её. Сбыться, правда, этому так и не было суждено. Но, думаю Надежда Васильевна об этом и не сожалела. У неё начинался новый этап жизни.
К концу 1960-х количество приглашений от режиссёров и выходящих с Румянцевой лент меньше не стало, но она наверняка понимала, что больше таких ролей, которые ей возвели в кумиры и обеспечили народную любовь, больше не будет. Можно было бы впадать в депрессию, биться за разные роли и разочаровываться результатом, но это было не в характере:
«Я по натуре не тот человек, который впадает в уныние. Такой характер сложился в детстве, когда достатка в семье не было и постоянно приходилось искать способы, чтобы просто-напросто выжить. Особенно во время войны, когда отец сначала был на фронте, а потом вернулся с тяжёлым ранением… У меня достаточно аналитический ум, я очень энергична, и, если принимаю решение, нужно очень постараться, чтобы помешать мне его осуществить».
К этому времени судьба её свела уже с человеком, которому она без колебаний готова была отдать не только сердце, но и посвятить жизнь. Без тени сомнения она уехала из страны, вслед за мужем международником Вилли Хштояном в долгие зарубежные командировки. Вплоть до второй половины 1970-х никто не видел Надежды Румянцевой, подогревая интерес к ней всевозможными фантазиями.
По возвращению, она занималась семьёй, но и не могла оставаться без дела. Началась её многолетняя работа на телевиденье в роли ведущей культовой детской программы тех лет – «Будильник». Не отказывалась она, если ей предлагали какую роль в кино, занималась дубляжом и озвучкой мультфильмов.
Так протекали десятилетия, и вплоть до своей смерти (это случилось в апреле 2008 г.) Надежда Румянцева дарила радость заряжала энергией и вдохновляла всех, кто с ней общался. Она не потеряла самообладание и когда узнала диагноз – опухоль мозга.
«Выслушала его спокойно и продолжила жить, занималась цветами»
Всю последнюю неделю её муж не отходил от её постели, а после смерти, сказал:
«Когда Надя умерла, у меня пропал интерес к жизни… С Надей всегда было интересно. Она много читала, общалась с людьми и заполняла мою жизнь: мы ездили за границу отдыхать, встречались с друзьями… она всегда хотела все сделать так, чтобы разнообразить наше существование».
В памяти общественности она навсегда останется заводной пацанкой с косичками, всегда молодой и улыбчивый Добрыйвечер. Те же, кто знал её близко, расскажут, как это было на практике:
«Рядом с ней невозможно было грустить, Надя – это всегда улыбка, всегда радость. Однажды мы поехали навестить заболевшую подругу, в автобусе не было мест. Надю сразу узнали, и все поднялись и уступили места … Продавщицы оставляли товар и показывали дорогу. На рынке все даром отдавали. Ведь Надя – это счастье».
Ваш комментарий будет первым