Евгений Моргунов, играл в жизни, а не в кино
Вокруг Евгения Моргунова столько небылиц, что сложно бывает разобраться, чтоправда, а что лож. Его личная жизнь была абсолютно закрыта для публичного взгляда. Зато он сам постоянно играл на публику. Он придумывал шутки и розыгрыши на ходу, он серьезное превращал в шутку, а шутку в правду. В аэропорту он любил, когда диспетчер объявлял посадку и говорил:
«Граждане пассажиры, начинается посадка на рейс…» Громыхать на весь зал: «А ну, повтори, гад!» И в громкоговорители раздавалось: «Повторяю….»
А еще Юрий Никулин рассказывал, что в перерыве съемок фильма «Пес барбос и необычный кросс» он и Моргунов после сцены взрыва сидели в поле в обгорелой одежде и отдыхали, а Вицин ходил в отдалении и напевал: «Куда, куда Вы удалились…». В это время мимо проходили местные колхозники, и увидев обгоревшего человека, поющего арию Ленского спросили: «Что случилось?»
Моргунов не моргнув глазом ответил: «Вы что не знаете? Это Иван Семенович Козловский (а у него действительно неподалеку была дача) У него дача сгорела сегодня утром. Вот он и того… Сейчас из Москвы машина придет… Заберет». Колхозники расстроились. А Моргунов продолжал: «Чего жалеть-то , артист богатый. Денег небось накопил, новую построит». А сам в это время кричит Вицину: «Иван Семенович, вы попойте там еще, чего-нибудь». Вицин из далека ни чего, не поняв ответил: «Хорошо попою». Колхозники побежали к даче Козловского, смотреть. Правда, обратно не вернулись.
Он и со своей женой познакомился в шутку. Будучи студенткой, Наталья звонила в свой деканат, чтобы узнать, когда экзамен. А случайно попала на квартиру Моргунова. Он не растерялся и тут же сказал: «Девушка, оставьте Ваш телефончик. Когда мы узнаем, вам перезвонят». Через какое-то время он перезвонил и сказал, что экзамен будет тогда-то, тогда-то. Наталья поехала в институт и была неприятно удивлена, что нет ни каких преподавателей и экзамена.
Он перезвонил и извинился за шутку, они стали перезваниваться. Их первое свиданье состоялось спустя несколько месяцев, когда Моргунов поехал в «Серебряный Бор» на спорт базу «Спартака», показывать свой фильм «Когда казаки плачут». Наталья с родителями жила на «Соколе», поэтому она согласилась и с подружкой присоединилась к компании. Но настоящие отношения у них начались в Киеве, куда Евгений увез Наталью, когда снимался в фильме Олега Борисова «Стежки-дорожки». Они жили там на бульваре Шевченко и прекрасно проводили время. Через два года они расписались и прожили в браке 34 года.
К этому времени он был мега популярный. Не было ни одного человека в Советском Союзе, который не знал троицу мелких жуликов с «Бывалым» во главе. Всего в его карьере более 100 ролей. Но большинство из них эпизодические, которых даже нет в титрах.
Свою профессиональную не востребованность он восполнял в постоянных шутках и розыгрышах и, в поездках по стране, встречаясь со зрителями. Необходимо сказать, что тот образ нелепого грубоватого воришки, который создал славу Евгению Моргунову, ни в какой степени не соотносилась с его настоящей личностью. За исключением только шуток.
Моргунов был человек тонкой душевной организации. Он любил литературу, а еще больше классическую музыку. Он был настоящим ценителем искусства во всех его проявлениях. В 1990-е годы, когда устав от пошлости окружавшей его, он говорил: Хочу послушать русскую речь». Он шел в Малый театр, где шли спектакли русской классики.
Еще в детстве, он любил бегать не столько в кино, сколько в театры и консерваторию. Мать воспитывала сына одна, и хотя жили они невероятно бедно, он как-то где хитростью, где наглостью прорывался. Военная и послевоенная голодная жизнь сказалась на нем. Однажды мать принесла пачку масла. Евгений настолько устал голодать, что втихомолку съел ее всю. Ему стало плохо, его ели выходили, но остались последствия – нарушился обмен веществ, который привел к развитию в 25 летнем возрасте диабета.
Во время войны, он работал на заводе и обтачивал по 12 часов в сутки болванки для снарядов, но все равно находил силы посещать драмкружок при Дворце культуры. 14 летний парнишка был вынужден вставать на ящик, чтобы дотянутся и работать на станке. И он в этом не видел ни чего героического. Так работали все вокруг него. До усталости, до изнеможения и такие же грамоты «За самоотверженный труд» получали многие. Евгений хотел большего.
Он хотел жизни в искусстве. Только военное время не способствовало этому. Директор завода, у которого каждый человек был на счету не считался с наклонностями подростка. Тогда Евгений решился на отчаянный шаг. Он написал письмо самому Сталину. Был 1943 г. Война находилась в самом разгаре. Советские войска начинают переламывать военную ситуацию. В это время Евгений пишет: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на «Мосфильме». Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко».
И через две недели директора завода получил из Кремля предписание: «Направить товарища Моргунова Е.А. для поступления в театр имени Таирова в качестве актера вспомогательного состава. Сталин». Так Евгений попал в ученики к знаменитому режиссеру. Целый год он проработал в театре, а потом поступил во ВГИК. В 1948 г. он закончил мастерскую Герасимова и Макарова.
Начал работать в студии киноактера. Как профессионала его считали средним актером, зато в жизни он блистал. Однажды, театр-студию посетили Молотов и Каганович. Ни кто не осмеливался к ним выйти. Тогда молодой худощавый блондин, представившись худруком театра, взялся их сопровождать. Его обходительность, остроумие очаровало вождей на столько, что когда он от лица дирекции театра попросил поднять зарплаты актерам среднего звена, они согласились, не замечая ни какого подвоха. Так Моргунов смог увеличить зарплату себе и некоторым своим коллегам.
Но его музыкальная натура, все-таки тянулась к другим жанрам. Когда Герасимов начинал работать над фильмом «Молодая Гвардия», он сначала поставил пьесу на сцене театра киноактера. На репетициях часто присутствовал автор музыки Дмитрий Шостакович.
Однажды Моргунов подошел к нему и спросил: «Не можете ли вы меня прослушать?» Шостакович дал ему номер своего домашнего телефона и сказал: «Приходите, когда сможете». На следующий день Моргунов позвонил и пришел к композитору. После прослушивания Шостакович написал рекомендательное письмо профессору консерватории. Однако Моргунов не использовал этот билет. Объясняя со временем это так:
«Я вам задам задачку. Из Москвы в Ленинград, а из Ленинграда в Москву выехали два поезда и несутся на встречу друг другу, но не встретились, и возникает вопрос почему? ОТВЕТ: Не судьба». Еще он иногда говорил: «Я стал бы Утесовым, если родился бы раньше него».
Его успехи на театральном поприще оставляли желать лучшего. В театре даже хотели избавиться от него. Он был дружен с Александром Довженко и попросил его написать характеристику на него, чтобы представить в театр. Тот написал:
«Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но если в экспедиции застрянет машина, Моргунов тут же ее вытащит.
Талантлив ли моргунов? Этого я не знаю, но Моргунов прекрасно переносит жару и холод, и если надо – неприхотлив в еде. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но он прекрасно умеет доить козу и переносит на ногах грипп. Такой как Моргунов в экспедиции не заменим. Талантлив ли Моргунов? Этого я не знаю, но вы то знаете, талантлив ли Моргунов. Александр Довженко».
Руководство не смогло догадаться, что хотел сказать Довженко этим текстом, и решив не рисковать оставило Моргунова в штате.
К началу 1960 годов его единственной более менее крупной ролью был образ предателя Стаховича в фильме его учителя Герасимова — «Молодая Гвардия» (1948 г.). И тут Пырьев, директор «Мосфильма», в холле гостиницы «Европейская» в Ленинграде сталкивается с ним. Он прямо встал как вкопанный: «Погоди, Гайдай ищет Бывалого – это же твоя роль! Поезжай сейчас же на «Мосфильм» — сказал Пырьев. А сам, тем временем позвонил секретарше и распорядился разыскать Гайдая и передать: « Пусть больше никого не ищет, я лично утверждаю Моргунова!»
Кто бы мог тогда хоть что-то в советском кинематографе возразить Пырьеву. А Гайдай действительно, безрезультатно долго искал актера на роль Бывалого в троице жуликов Балбес (Никулин) и Трус (Вицин) в свою 9 минутную работу « Пес Барбос и необыкновенный кросс».
Так родилась троица незадачливых преступников, которые стали больше чем кинематографическими героями, они стали любимым элементом российской культуры. Эта роль дала Моргунову большую популярность, чем мечтают знаменитые артисты, играющие большие роли. Он умел пользоваться своей славой. Он ее не стеснялся и не прятал, но и она его при этом не подавила.
Он прожил всю жизнь в Москве, с любимой женой у них было два сына. Только под конец жизни болезнь (сахарный диабет) совсем его доконала. Он по несколько раз в год ложился на профилактику и жена, видя диагнозы, написанные в карте, понимала, что с такими показаниями люди не живут. Благодаря ее заботе и уходу на протяжении почти десятилетия ему удавалось сохранить ноги. Врачи настаивали на ампутации. А он даже лежа в больнице, умудрялся после процедур садиться в машину и ехать на встречу со зрителями.
Делал ли он это, что бы заработать деньги для существования семьи или потому что это была единственная оставшаяся у него сцена, сейчас уже и не важно. Главное он жил и ему было ради чего жить.
В 1998 году его младший сын в возрасте 26 лет погиб в автокатастрофе. После этого Евгений Моргунов опустил руки и перестал бороться за жизнь и через год умер. Он прожил 72 года с 27 апреля 1927 по 25 июня 1999 г. Умер в больнице от второго инсульта. Скромно похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Ваш комментарий будет первым